Главная Новости

Грамотность — это гораздо больше, чем орфография и грамматика

Опубликовано: 26.06.2023

Грамотность — это гораздо больше, чем орфография и грамматика

"Вперед! Наука - это солнце, которое светит в душах!" Везде звучит гимн болгарского просвещения и просвещения «Идите, возрожденные люди», как обычно в День славянской письменности и культуры. Настроение торжественное, и для многих этот день Болгария должна отмечать как национальный праздник.

В нашей стране отношение к образованию всегда было высоким, а знания ценились как добродетель. Еще со времен «Под игом», где Марко, сам невежественный человек, заставляет своих сыновей читать и считать, утвердилось представление о грамотности как неотъемлемой части полноценной болгарской семьи. И эта мысль сохранилась до наших дней – детям важно учиться, чтобы реализовать себя в жизни. В целом.

Проблемы возникают, когда выходишь из этого "принципиального" и говоришь действительно серьезно о теме- о функциональной безграмотности значительной части учащихся, о знаниях, которые государство- о гарантированном образовании, которое действительно дает учащимся, об их применимости, о самой системе, ее финансировании, оплате труда сотрудников, постоянно повышающемся верхнем возрастном цензе и о том, какие люди и граждане оканчивают 12-й класс.

Да, о проблемах образования можно говорить много и всегда мало. Решений еще меньше, не говоря уже о решениях, которые действительно будут работать.

Несмотря на общее понимание того, что в болгарских школах есть проблемы, вносить изменения сложно. Всегда есть опасение, что над детьми ставят эксперименты и может пострадать их воспитание, а их самих научат ерунде. Другой ключевой момент в этих опасениях заключается в том, что «реформы» чаще всего сводятся к механическому вытеснению того же учебного материала, который, в свою очередь, упрощается до программ «Болгарский язык и литература» и «История».

Удалось даже увидеть, во что обошлись главе министра образования проф. Тодор Танев.

Другими словами, образовательные реформы сложны и желательно в тех секторах, о которых широкая общественность абсолютно ничего не понимает и поэтому практически не вмешивается.

Но таким образом образование остается неизменным в своих недостатках со времен коммунизма. Если когда-то основной идеей школы было донести знания до своих выпускников с теоретизированием и строгой дисциплиной, то сегодняшние реалии требуют гораздо большего, чтобы школа учила детей самостоятельно мыслить, уметь ориентироваться в свободном контексте, а не просто запоминать факты (особенно в эпоху постоянного интернета, их всегда можно легко найти).

Ситуация на данный момент застряла где-то между этими двумя реальностями - идея обучения знаниям все еще лежит в основе вещей, но ею пренебрегают, а идея обучения логике и мышлению не смогла достаточно проникнуть,не говоря уже о захвате.

Здесь возникает особенно важный вопрос, который стоит как винтик в колесе системы - какие люди бросают школу после 12-го класса? На что они способны и какими полезными знаниями обладают, чтобы справляться в обществе как самостоятельные личности?

Помимо математики и информатики, изучения болгарского языка и литературы, 1-2 иностранных языков, другие предметы предлагают общую подготовку к возможному профильному развитию в высших учебных заведениях – гуманитарные или технические науки, медицина, физика, химия и т.д.

Недостающим фактором является то, что базовые знания о практической жизни студентов. И этот недостаток ощущается более чем стабильно.

Под грамотностью в нашей стране до сих пор прежде всего понимают правильное применение грамматических правил и заучивание наизусть конкретных периодов, терминов и теорий. За этим, однако, лежит огромное поле функциональной грамотности, требующей не только умения что-то прочитать, но и понять, уловить суть...

Взрослые учатся вычислять логарифмические неравенства или определять анаболический характер процессов в цикле Кальвина, но большинство из них не знает разницы между валовой и чистой заработной платой или между парламентом и правительством.

О внедрении гражданского образования и базового курса экономики и личных финансов говорят давно, но результаты на практике пока далеки от реальности, хотя необходимость в них более чем очевидна.

Почему важны эти две дисциплины?

На практике они должны давать учащимся знания об их окружении как граждане Республики Болгарии.

С одной стороны, гражданское образование должно давать разъяснения о том, что такое государство, что такое конституция, кто такие государственные институты и каковы их функции, что такое налоги и почему они собираются, что такое судебная система, как она устроена. структурированы, каковы их обязанности и права и, возможно, основы политики - что такое партии, как они делятся и т. д.

Проще говоря, это курс, который за несколько академических лет (желательно в старшей школе) передаст рамки знаний, которые помогут ученику понять, что происходит вокруг него в политическом и социальном плане.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что более половины болгар в настоящее время не имеют представления даже о том, как работает государство и какое учреждение за что отвечает.

Достаточно вспомнить, как референдум по избирательной системе рекламировался как панацея от всех проблем страны, чтобы ответить на этот вопрос.

Идея такого предмета восходит к временам перемен 90-х годов. Затем, однако, в учебный план находит место философский цикл с такими предметами, как «Философия», «Психология и логика» и «Мир и личность». Он утверждает, что оно должно включать в себя и ту гражданскую часть знаний, которой должно быть достаточно для учащегося. Конечно, практика показывает обратное.

Во времена министра Тодора Танева в Министерстве образования и культуры (2015-2016 гг.) внедрение гражданского образования было всего в шаге. Даже тогда в этой теме оставалось много неясных моментов. Его команда так и не удосужилась составить программу. «Османское присутствие» и «сосуществование» оттолкнули министра от должности, прежде чем он смог развить идею гражданского образования.

Затем кафедру возглавила Меглена Кунева, которая пообещала, что продолжит популяризацию гражданского образования. Ее мандат состоял в том, чтобы разработать учебный план, который представлял собой эссеистическое чтение по предмету гражданского права - начиная и заканчивая тем, насколько хороша демократия, но без передачи каких-либо реальных знаний об окружающей среде.

На данный момент проект по введению предмета «Гражданское образование» находится «на камне», и как долго – еще предстоит выяснить.

Что касается идеи темы «Личные финансы», то она не менее болезненна и важна, особенно на фоне агрессивной популярности быстрых кредитов и азартных игр.

Такой курс должен дать студентам базовое понимание того, как работает экономика. Это включает в себя знание планирования семейного бюджета; планирование доходов и расходов на месяц; объяснение кредитов и депозитов; роль банков и то, как они функционируют; какова роль личных сбережений; что такое страховка и куда она идет; как работают пенсии и медицинское страхование; как распределяются наши собственные налоговые деньги; когда и как подавать налоговую декларацию... В общем, все, что касается гражданина и его денег.

Также было бы неплохо разбить это хотя бы на несколько школьных семестров, где подростки (желательно снова в старших классах) приобретают базовую финансовую грамотность.

Пока подобные вещи (в той или иной степени) преподаются только в отдельных проектах разных школ. В 2015 году Junior Aievement Bulgaria запустила проект по повышению финансовой грамотности среди учащихся 50 школ, готовящих учителей.

До сих пор нет реальной идеи для включения такой темы в учебный курс, если не считать периодических рекомендаций по этой теме со стороны общественных организаций, Всемирного банка и некоторых отдельных финансовых учреждений.

Почему, если они так важны для общества, эти предметы не включены в сам учебный план?

С одной стороны, из-за отсутствия (достаточно) квалифицированных учителей. Даже если бы эти дисциплины вошли только в среднее образование, учителей пришлось бы искать более чем в 500 школ. Задача не сложная, но сложная.

Это означает, по крайней мере, более 500 новых назначенных государством учителей (и это при условии, что два предмета будут объединены в один общий цикл, аналогичный циклу Философия на данный момент), для которых должно быть создано достаточно хорариев (чтобы иметь возможность поддерживать себя из его учения).

Добавим к этому принципиальную нехватку достаточного количества молодых учителей по уже существующим предметам и нехватку реально дипломированных учителей, имеющих право преподавать новые знания.

Предположим, что по «Личным финансам» (или как бы этот предмет ни назывался) уже существует устоявшаяся сеть преподавателей из профессиональных средних школ по экономике. Однако по предмету «Гражданское образование» их нет.

Тема там специфическая и требует определенной грамотности, которой обладают правые, политологи, социологи и специалисты по государственному управлению. Тем не менее, университеты еще не предоставляют им педагогическую квалификацию. Прежде чем можно будет решить большой вопрос, решение от университетов должно быть представлено меньшему.

Вторая более тонкая причина - на все не хватает времени.

Каждый родитель считает, что образование детей должно быть максимально полным и содержать как можно больше и качественную информацию. Учебная программа в настоящее время имеет определенный баланс между различными предметами – языковой подготовкой, математикой, естественными и гуманитарными науками. Добавление к этому балансу двух новых предметов нарушило бы уже существующие реалии, добавив еще один к достаточно длинной и насыщенной студентами программе.

Накопление дополнительных учебных часов (еще 1-2 часа в неделю) не рекомендуется для здоровья самих студентов. Если это компенсируется сокращением других предметов, среди профсоюзов учителей возникнут протесты из-за корыстных интересов.

Мы уже видели реакцию Института болгарской философской культуры, когда речь шла о сокращении часов изучения предметов из «Философского цикла».Каждый держит свой хлеб и каждый ищут свой интерес. Это вполне понятно, но создает ловушку для любых реальных реформ.

Это оставляет лишь возможность говорить о реальных изменениях в образовании только в будущем и думать о том, как хорошо было бы, если бы у учащихся было чуть больше практических знаний об окружающем мире, пусть даже за счет логарифмов или теорий Фрейда.

rss